Мотор!

Дмитрий Быков: - эта картина была проникнута брезгливостью и ужасом относительно тайной полиции

https://img-fotki.yandex.ru/get/227342/39067198.1ae/0_c4ad6_6957c3a1_XXXL.jpg

http://i.bimbolive.com/images/chat/smiles/big/345sxcww.gif«О бедном гусаре замолвите слово»

— это единственная совместная работа Рязанова и Горина, всю жизнь мечтавших поработать вместе, пьеса-сценарий с исключительно трагической судьбой, потому что картина была снята, выпущена один раз, ее никто не понял.
А после этого она легла на полку и впервые была показана только в начале перестройки.
Это был глубочайший, трагичнейший фильм, наша русская версия генерала Делла Ровере — человека, который стал играть в заговорщика, заигрался и стал заговорщиком.
Но в этой картине впервые была угадана главная правда, даже две главных правды, меня очень тогда поразивших, я помню.
Хотя я мало понял в фильме, но вот эти две вещи я запомнил.

Во-первых, эта картина была проникнута брезгливостью и ужасом относительно тайной полиции, относительно вот этой дикой структуры, которая сопровождает Россию всегда. Рязанов с ужасом, я помню, мне говорил, что в России всегда кричат «Слово и дело», что в России самая бессмертная структура — это садическая структура тайной полиции.
О том же говорил Борис Стругацкий.

http://stuki-druki.com/aforizms/Basilashvili-O-bednom-gusare-zamolvite-slovo.jpg
Вот об этом они сняли поразительного этого Мерзяева, Мерзляева, и конечно, самое удивительное, что Басилашвили, главный актер позднего Рязанова, актер из «Предсказания», актер из «Вокзала для двоих», здесь сделан вот этим мерзавцем. И какая-то роковая связь интеллигенции с этой службой почувствована безумно. Вот все, что мы сегодня видим среди этих как бы квази-интеллектуальных палачиков — это все оттуда.

И вторая вещь, которая угадана — что после долгого периода приспособленчества человек все-таки ломается необратимо. Понимаете, вот когда Гафт, полковник, там при встрече с черной кошкой в конце сворачивает — вот тут мы видим, что он сломлен. Я, помнится, Рязанова тогда спросил (году в восемьдесят седьмом, что ли… нет, в восемьдесят девятом): «А как следует понимать финал «Гусара»? Значит ли это, что он сломлен?»
— «Да нет, подумаешь, ну увидел человек кошку, свернул».

Но я-то абсолютно уверен, что бессознательно эту деталь они сделали знаковой. Человек стал бояться судьбы, он понял, что он все-таки в руках этого механизма. Помните, там эта страшная машина, Бурков ее показывает: человек не нужен, а нужен его пальчик. Человек понял, что он в условиях этой машины беспомощен абсолютно, это кафкианский совершенно образ, что человек не может этому противостоять что жизнь истребима. И в этом смысле горинское предсказание оказалось, как мне кажется, великим.

http://s017.radikal.ru/i414/1312/09/3f3762bf432e.png
И конечно, там есть и другая надежда, на то, что самые смешные окажутся самыми храбрыми и самыми живучими. Именно комедиант Бубенцов, которого Леонов сыграл, как великую трагическую роль, именно комедиант Бубенцов может оказаться тем кремнем, тем камнем, об который сломается эта машина.
Но в реальности все оказалось грубее и проще, в реальности и корнет Плетнев (блестящая роль Садальского, наверное, одна из лучших), и Бубенцов оказались все-таки жертвами, они оказались побеждены.
Горин это почувствовал, поэтому такой пронзительной элегией, таким прощанием звучала эта картина.

Знаете, я недавно пересматривал, и прямо слезы градом. Особенно в начале второй серии, когда помните, идет облет церкви, и вот эта песенка «А я пью за здоровье далеких, далеких, но милых друзей», и конечно, невероятный, мучительный этот финал, который кажется вот с этим маршем таким радостным: «Раздаются тары-бары, к нам приехали гусары» — а на самом деле выглядит таким траурным. Вот это божественный совершенно марш Петрова, и все это выглядит отпеванием, это финал.

http://bazarcd.s3-eu-west-1.amazonaws.com/i-large/3081430-2-8d4bc1.jpg

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
таки да!!!! Да,ПРЕДЧУВСТИЕ ...Мрачной Годины-?? И ещё более РАЗИТЕЛЬНО.. ЮНОСТИ ЧЕСТНОГО ЗЕРЦАЛА
Никто картину не понял, кроме Зильбертруда.
Он понял и написал всем как надо понимать.
Критики они такие, всех учат понимать, особенно предвзятые.
Леонов в этом фильме гениален, конечно. Великий был Актёр.
Это о чем? Где там все это? Кроме трусливой фиги в кармане, как и в остальных фильмах - ничего там нет...
Как этот бедолага Быков с этим в голове живет.. А аппетит то хороший и лыбится все время. Врет ведь шельма, на публику)
Быков шёл в комнату - попал в другую. Сам себе придумал, сам над собой вознёсся.
Всё бы Быковым свои смехуечки писать. Взял бы пример с Ротенберга. Тот крымский мост построил!

Edited at 2017-09-02 05:05 pm (UTC)
Мне видится, что в фильме получилось столько "планов". И тот, что на поверхности, собственно сюжет, глубокий и интересный. И за ним другой, эзотерический план, о неизбежных "перехлестах" человеческой жизни в виде ее хрупкости. И еще кто знает, сколько смыслов.
Фильм замечательный! Пересматривала неоднократно, но всегда плачу. А ведь столько лет прошло. Все занятые артисты выглядят достойно, согласно своих ролей. Плетнёв, сыгранный Станиславом Юрьевичем, необыкновенный, трогательный и искренний. Ему сочувствуешь и сопереживаешь вместе с ним. Эта роль - Лебединая песня С.Ю.Садальского.
Сюртук не по размеру, оголенные кисти рук - все это внешние штрихи, а внутренне он остался непобежденным и гордым гусаром.
Станислав Юрьевич, вы прожили и проживаете свою яркую и достойную жизнь, честь Вам и хвала!







Edited at 2017-09-02 06:57 pm (UTC)
Быков муссирует мифический Мордор. Стишки про Тирана выстреливает как из пулемета. А увидеть спасительный синтез, Судьбу России в этом сплетении не способен. Только голову, как бык на выставке, задирает при фотографировании.

Тут почитаешь биографию одного лишь человека, например, Карена Таривердиева (это безотносительно к охранке) - и понимаешь что Россия и ее люди - не плоская картинка. И даже не 3D. Глубже.
Сердечный, низкий поклон.
Это одна из лучших лент нашего кинематографа.
Факт!

Актеры - гордость нашего театрального искусства и искусства кино.
Гафт, Садальский... А Леонов! А Бурков с Басилашвили...
Вся дорогая сердцу нашему команда (пусть простят те, кого не указал - возраст, увы, память...)

Ну, а Горин с Рязановым... - Тут не подберу слов для выражения искренней признательности.

Великая честь, что мы с ними на одной земле...

Эх. Были таланты, могучие...
Всё исковеркала эта тайная сучья мерзость, что проросла во все поры ...

Нет той страны и того счастья, что мы испытали.
//страшная машина, Бурков ее показывает: человек не нужен, а нужен его пальчик// Бурков?! Абзатс, человек не помнит свой же фильм, который еще и НЕДАВНО пересматривал?!
Я видел ОБГЗС :-) ... лет 27 назад, мне было тогда 15 лет, и до сих пор помню, что это был ВИКТОР ПАВЛОВ (тюремщик, совмещающий палаческие функции):
- Ты, Афонька, у нее будешь первым. Вещь хорошая, останесся довольный. (произносилось с этаким стебом)
...
- У ней наставление ... не по-нашему написано! (с отчаянием человека, которому злые обстоятельства не дали выполнить его работу)
- Вот видите, работает машинка-то. У нас бы только иностранное хаять (Мерзляев, тоном человека, успокаивающе объясняющего, что недоразумение устранено и сейчас все будет сделано как надо)

30 лет почти прошло, а помню дословно! И до интонационно :-)

Смотрю каждый раз когда показывают. Ни одной проходной роли и фальшивой ноты!!