Кино

Мишулин был жутким драчуном, а Меньшиков даже под прессом бандитов ходил по мужским баням

Владимир Мотыль и Валерий Кострин
Легендарный кинохудожник Валерий Кострин дал интервью EG.RU
17 января исполнилось 80 лет художнику-постановщику легендарных фильмов «Белое солнце пустыни» и «Звезда пленительного счастья» Валерию КОСТРИНУ. Но солидную дату мастер встретил далеко не в праздничном настроении. Уже четыре месяца он сидит на чемоданах. Чиновники грозятся выселить Валерия Петровича из любимой мастерской, где он плодотворно работал последние 33 года.



Валерий Кострин. Фото Ларисы Кудрявцевой.
Мастерскую для кинохудожника выбили два титана - Сергей Герасимов и Сергей Бондарчук. По документам, помещение в самом центре Москвы Кострину предоставили в безвозмездное пользование до 2025 года. Но после развала СССР у дома вдруг нарисовались новые хозяева, которые принялись перепродавать драгоценные квадратные метры и даже землю под зданием.

Валерий Кострин. Фото Ларисы Кудрявцевой.
В старом особняке, построенном в середине XIX века, в свое время располагался домашний театр мецената Петра Секретарёва, идею создания которого подал драматург Островский. На его сцене свою первую роль в комедии «Лакомый кусочек» сыграл Станиславский. Здесь бывал актер и режиссер Михоэлс. Именно поэтому туристы из Израиля приезжают поклониться этому месту.


Родители
Будущий мэтр тележурналистики Владимир ПОЗНЕР (слева) с отцом Владимиром Александровичем и младшим братом Павлом. «Наши отношения с папой стали совсем тяжёлыми в 1957 году, когда в ответ на мои слова о том, что я хотел бы вернуться из СССР в Америку, он пригрозил сообщить об этом в КГБ и добиться моего ареста», - писал в мемуарах Владимир Владимирович

«Белое солнце» добило Познера

- Надеюсь, конечно, на лучшее, - вздыхает Валерий Кострин, к которому я приехала в пока что его мастерскую. - Сейчас готовлю большую юбилейную выставку в галерее «Кино», но работать спокойно, сами понимаете, не могу. Мне предписано освободить помещение, но я даже вещи не собираю, поскольку вывозить все это попросту некуда. Написал письма в мэрию и в президентскую администрацию - жду вот ответов. Одно из моих предложений - сделать здесь Музей домашнего театра. Ведь тут даже паркет того времени сохранился. А в другом крыле можно было бы развернуть экспозицию Музея художника кино. Такового же нигде нет. Готов предоставить множество эскизов и материалов.

- Художник-постановщик, работающий в кино, как правило, остается в тени.

- Да, все лавры достаются продюсерам и режиссерам. Между тем без художника не получится никакой атмосферы. Визуализация фильма через изображение, раскадровка - все это очень важно. И это прекрасно понимали первые творцы - Эйзенштейн, Довженко. Потом, когда рынок потребовал много картин, все спустилось на поток. Но толковые режиссеры всегда старались найти своего художника и потом крепко держались за него.


Валерий Кострин. Фото Ларисы Кудрявцевой.
Особняк в центре Москвы, где расположена мастерская КОСТРИНА, давно не даёт покоя столичным буржуям

- Для вас, насколько я поняла, такой судьбоносной стала встреча с Владимиром Мотылем...

- Да. К моменту знакомства с Мотылем я не был дебютантом. «Боевое крещение» прошел с Петром Тодоровским на фильме «Фокусник» и Ларисой Шепитько, работая над альманахом из трех короткометражек. Причем изначально к Ларисе был утвержден мой друг Валя Коновалов. Но однажды мне позвонил директор «Экспериментальной творческой киностудии» Владимир Познер (отец знаменитого телеведущего. - Л.К.), который пожаловался, что Валентин куда-то исчез. Коновалова я разыскал у него дома посреди горы пустых бутылок. Оказалось, он запил из-за несносного и властного характера Шепитько. «Не могу я с ней работать», - пожаловался он. В общем, заменил я друга. И быстро нашел с Ларой общий язык. А потом, когда случился полугодовой простой в работе, сам позвонил тому же Познеру и попросил выручить. Он-то и «сосватал» меня Мотылю на «Белое солнце пустыни».

- С ним тоже моментально сработались?

- Тут другая история. На момент моего появления съемочная группа картины с рабочим названием «Спасите гарем» была полностью сформирована. Так что Познер решил меня сделать ассистентом художника-постановщика Бэллы Маневич. Но через несколько месяцев, когда Маневич поняла, что съемки продлятся не один год, а к ней выстроилась очередь из маститых режиссеров, то заявила, что уходит. Над фильмом нависла угроза закрытия, поскольку за все лето сняли лишь несколько куцых сцен. А тут еще нашу «Экспериментальную творческую киностудию» закрыли, сделав ее филиалом «Мосфильма». Для Познера все эти события стали сильнейшим ударом, от которого он так и не оправился. У него случился тяжелейший инфаркт. Уехал во Францию и долго лежал в там больнице. А спустя семь лет умер в самолете Париж-Москва за час до приземления.


Нескромные запросы Глазунова

- Каким-то чудом нам удалось убедить комиссию «Мосфильма» не закрывать «Белое солнце…», - продолжает Валерий Кострин. - И весной мы выехали на поиски натуры. Были в Бухаре, Самарканде, но остановились на туркменских городах Мары и Байрамали. Проехать по пустыне было невозможно, машина увязала в грязи. Тогда мы пошли к начальнику местного водоканала и попросили у него вертолет. Вот так, сверху, и выбирали будущие места съемок. Я все тщательно фотографировал и прорисовывал, чтобы заняться раскадровкой.


Спартак Мишулин

- Роль Саида в «Белом солнце» прославила Спартака Мишулина. Слышали, наверное, что недавно у него обнаружился внебрачный сын. Может, и в вашей экспедиции он проявлял любвеобильность?

- Не замечал. Но артисты не сидели у нас в пустыне неделями. Прилетят, отснимутся в своих сценах, и назад. Однажды и Спартак засобирался в очередной раз в Москву - на съемки «Кабачка «13 стульев». Спустился в холл гостиницы с чемоданом, чтобы ехать в аэропорт, и вдруг узнал, что директор забыл ему купить билет. Развернулся и со всей силы заехал ему по лицу. Тот лишь утерся.

- Следующей вашей совместной работой с Мотылем стала «Звезда пленительного счастья»...

- Владимир Яковлевич поначалу хотел привлечь Илью Глазунова - тогда он был на гребне успеха. Тот согласился сделать 12 эскизов, попросив за каждый по 3.5 тысячи рублей. В те годы, разумеется, таких денег в кино никто платить не собирался. К примеру, я, когда меня утвердили, получил 3.5 тысячи за всю картину. Но Мотыль не пожалел, что выбрал меня. Потом мы с ним еще на трех картинах поработали.

- Вас не коробят воспоминания разных дам, которые сейчас, после смерти режиссера, называют его своим любовником?

- Не так давно внук Владимира Яковлевича Аркадий переслал мне дневники деда. В них тот прямо пишет, что девушки его всегда радовали. Но в то же время я прекрасно помню один из наших последних разговоров с постановщиком. Он грустно заметил: «Какие же женщины циничные пошли нынче. Хотят все сразу заиметь - и квартиры, и машины, и все прочее». И добавил, что со всеми порвал. Я его понимаю. Вон сейчас у Армена Джигарханяна комический образ получился. Он-то, когда женился, наверняка думал, что с ее стороны все чувства искренни. А Витолина, судя по всему, прикидывала - сколько ей придется терпеть старика.


Валерий Кострин. Фото Ларисы Кудрявцевой.

- Но, к счастью, есть еще и немало крепких семей, как ваша с супругой Ириной.

- Мы уже 55 лет вместе. Она художник в Нижегородском кукольном театре, где работает дистанционно. Воспитали двоих детей, которые пошли по нашим стопам, - Машу и Лешу. Алексей в прошлом году в возрасте 52 лет умер. У него была непростая судьба. Периодически случались нервные срывы. Начались они еще в школьные годы - первая любовь и прочее. В результате замкнулся в себе, а потом еще пропустил через сердце взрывы нью-йоркских небоскребов в 2001 году. Остались его талантливейшие работы в жанрах графики, акварели, мелкой пластики, резьбы по дереву.


Кавказский пленник
В «Кавказском пленнике» Олег МЕНЬШИКОВ и Сергей БОДРОВ сыграли военных, попавших в 90-е в плен к чеченцам

- Смотрю, у вас афиша фильма Сергея Бодрова «Кавказский пленник» висит на двери...

- Работали на Кавказе, в горах, под приглядом каких-то бандитов. Отделаться от них не получалось. Говорили, что если они уйдут, то нас будут допекать какие-нибудь другие отморозки. Но мы не грустили. Вместе с Олегом Меньшиковым, отцом и сыном Бодровыми после съемок ходили париться в местную баньку. Бодров-старший потом вдрызг разругался с продюсером ленты Борисом Гиллером. Тот оказался из первых богачей - новых русских, которые решили давать деньги на кино. Но до того выпячивал свою значимость, что все полученные призы и награды на кинофестивалях забирал себе. Кстати, обошли и меня. Когда «Кавказского пленника» выдвинули на Госпремию - меня, художника картины, попросту вычеркнули из числа награжденных.

Автор: Кудрявцева Лариса, фото автора
https://www.eg.ru/showbusiness/453042/

"Белое солнце пустыни" очень непросто снят и рука художника ощущается в каждом кадре, просто поразительно, насколько тонко сделан фильм.
В прошлом году встречался с Валерием Петровичем, рассказывал - они с В.Мотылем прорисовывали почти каждый кадр.

Буквально сегодня закончил ролик с разбором еще одного эпизода из фильма:




Edited at 2018-01-23 11:17 am (UTC)
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Много кто в тени остается, а не только кинохудожники.
Валерию Петровичу, пожелаю остаться в его любимой мастерской
Потрясающе! Ну почему мы ничего не умеем и не желаем хранить! Неужели Москва сэкономит на этом талантливом человеке? Неужели нам не интересна наша история?
Re: Неужели нам не интересна наша история?
Нам -то как раз и интересна , а им нет..Равнодушие..Оно и понятно , они с этого ничего поиметь не могут..