Вы знаете, что у легендарного таможенника Верещагина был реальный прототип?
История известная, мне ее в свое время рассказал Владимир Мотыль, снявший "Белое солнце пустыни". Как раз для сегодняшнего Дня пограничника...
Поручик Михаил Дмитриевич Поспелов.
Даже внешне – копия Верещагина.
Только наш в кино седой, а оригинал был рыжеусый, за что и получил от врагов прозвище "Красный шайтан". И, в отличие от героя Луспекаева, не погиб, а дожил до статуса персонального пенсионера Узбекской ССР и умер уже в 1960-х, незадолго до выхода на экраны картины о Белом солнце.
Сценарист фильма Валентин Ежов в поисках информации для сюжета ездил в Среднюю Азию, где встречался с местными стариками, воевавшими с басмачами. Они и поведали биографию Поспелова, многие факты которой вошли в сценарий.
Он тоже при царе ловил бандитов на границе с Персией, а когда власть сменилась, не эмигрировал, не ушел с Деникиным и не вернулся в родной Орел, а продолжил бороться с контрабандистами уже собственными силами. Дом Верещагина полностью списан с дома Поспелова – та же экзотика, пруд с карпами, фруктовый сад. Он так же отбивал атаки бандитов на свое жилище и так же от тоски спивался в нем в перерывах между набегами, а еще научил жену стрелять и вырастил двух бесстрашных дочерей.
Дочери М.Д.Поспелова - Лена и Оля на чучеле леопарда.
Позже Поспелов громил басмачей в Средней Азии, преподавал в пограншколе, работал консультантом при Академии наук СССР, помогал геологическим экспедициям искать серу в Кара-Кумах. Внук и правнук пошли по его стопам - закончив Суворовское училище, всю жизнь посвятили служению Отечеству.
С Владимиром Мотылем, режиссером фильмов "Белое солнце пустыни", "Женя, Женечка и "катюша", "Звезда пленительного счастья", "Лес", "Багровый цвет снегопада".