Алиот

Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело идет.


Уникальная запись 1940 года: играют учащиеся школы при Ленинградской консерватории. За роялем - ученик 5 класса Олег Каравайчук. В этом возрасте, услышав его игру, потрясенный Рихтер сказал: "Я могу так играть в ударе, а ты – хоть с постели, хоть из гроба, хуже не сыграешь".

И еще великолепное прошлогоднее интервью Каравайчука "Комсомольской правде". Почитайте...

Олег Каравайчук
О Петре Первом и Екатерине Великой
Петербург был задуман Петром Великим, величайшим поэтом пространственности. Он был не царь, он был выше, почти Бог. Он почувствовал: прямая река - прямые проспекты. Дома не выше шести этажей. Сохранить все окаймления, потому что дельта обалденно красива. Это абстракция великого Малевича. Если с высоты смотреть на петровский Петербург, можно молиться. Это икона.

И Екатерина Великая, с величайшим вкусом к искусству, которую я только и люблю в жизни. Я ей посвятил вальсы, я ее вижу во сне. Она тоже почувствовала эту гармонию, и пригласила таких архитекторов, которые вжились в чувство Петра.


Олег КаравайчукО Петербурге
Чтобы видеть такие дома, надо ездить в Петербург. Это страшное воздействие. Особенно в серый день, и с нашими облаками. Серыми, грозными облаками. Великая, грозная серость. Божественное серое. А внизу вот такая жалкая человечина, и серятина. Срублены все деревья в Комарово, все птицы улетели. Высокие заборы. У нас в Комарово непрерывно идут машины, везут нефть. Хорошо, что у меня ушные пробки, они меня защищают от шума.

О себе
Вот я играю, и мне говорят: гениальная игра. А я не чувствую, что это гениально, абсолютно. Я играю себе, и все. Подозрительно отношусь к таким словам, не чувствую себя ни капли гением, это точно. Если я буду чувствовать себя гением, я так не заиграю. Может, змея, даже аскарида может чувствовать себя гением. Это им не мешает, конституция другая. А у человека психология.

А когда это (мнение о себе как о гении. – авт.) попадает в психологию, получается жирное пирожное с начинкой.


Олег КаравайчукО творчестве
Я принадлежу к тому типу ненормальных людей, которым ничего не мешает. Абсолютно. То есть я настолько сильно внутри сам по себе. Мне не нужно благодати, чтобы куда-то выехать и там творить. Мне только нужно, чтобы вовремя нашлась какая-то бумажка, чтобы (записал) и потом вспомнил, вот это мне важно. Рихтер (знаменитый пианист. – авт.) очень точно сказал про меня. Я ему играл, когда меня в Консерватории замучили уже до конца. Он про меня знал от Нейгауза (известный пианист. – авт.), что я невероятной интуиции был ребенок, и полемизировал в пять лет абсолютно гармонично с музыкой. Это необычайно. И когда я Рихтеру играл, он не понимал, как это: у меня абсолютная форма, над которой бьются по пять лет великие композиторы, а у меня она сразу. Великие делают эскиз, потом пять лет работают над формой. Рихтер мне удивительное сказал: я могу так играть в ударе, а ты – хоть с постели, хоть из гроба, хуже не сыграешь.

Еще о творчестве
У меня нет ни телевизора, ни радио, и газет я не читаю, так что не знаю, что там про меня говорят. Я просто играю себе и играю. Но, безусловно, в моменты игры бывает такие моменты… Я не импровизирую, я сразу делаю целое. Лермонтов! Лермонтов – это я. Он сразу делал стихи, с одного раза. А Пушкин импровизировал. У древних людей, десятый-одиннадцатый век, таких, как я, было много. Сейчас скосили таких, как я. Меня тоже немного скосили, когда я учился в Консерватории. В 13 лет я играл хуже, чем в 5. Стал скучнее.


Олег Каравайчук
Еще раз о себе
Ей богу, я не знаю, о чем я думаю. Это все обывательские представления. Поверьте, я более прозаичен. И Шуберт был более прозаичен. С нами намного все проще и обычнее. Если сравнить с самыми примитивными зверюшками, и даже с глистами, червяками, грибами. Ничто не мешает создавать музыку. Человек не сочиняет, а сам стих себя сочиняет. По воздуху все время идут стихи, музыка идет. Правильно говорят: астрономия, Земля, гармония. Древние дикари тоже слышали музыку. Я чувствую себя ничтожным. Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело идет. У меня прозвищ знаете сколько? Хиппи называли, и еще по-всякому. А ты идешь, сочиняешь… У меня в этот момент лицо не поэтичное. Обыкновенное такое, светлое, нормальное лицо.

Свет звезд – и будет такая музыка (напевает). Это Римский-Корсаков. Я его очень люблю. Или вот такая краска: (напевает: пу-пу-пу) . По Вагнеру этого не бывает. Как раз Вагнер - это наоборот. А балет? Балет держится на физиологии. А моя музыка – нет. В этом мое грандиозное отличие, как Вагнера и Шуберта.



Об искусстве
Что такое современное искусство? Обыкновенная мастурбация.

Если их излечить - все искусство европейское развалится. Его не будет, кончится все. А мне ничего не надо, я отдыхаю.

На меня действует очень сильно, я даже не знал об этом, живопись. Недавно был в Испании, ходил по музеям, они меня пригласили. Правительство дало деньги, они меня туда и втащили. Я ходил по музею Прадо, по залам Босха, попал в огромный зал Тициана. И вот тут со мной произошло совершенно страшное. Стою возле картины и чувствую, что не я на нее смотрю, а она не меня. И она мной двигает. И мне уже не по себе… Живопись может свести с ума. Тициан гений абсолютный. Гениальнейший. Но когда я сочиняю, я видений не вижу. Образы не воплощаю. Еще на меня действует фламенко. Видел его в Испании. Это настоящее, это кровь. Животные на меня действуют, какие-нибудь осьминоги.

Там нету воли. Они тоже фламенко. Осьминог – это творение Бога в виде фламенко. Так что в загробном мире я, наверно, воскресать не буду, погружусь с осьминогами.


Олег Каравайчук
О нематериальном
Фотографий у меня точно любимых нет. И своих я не смотрю. Нарциссизма во мне ни капли, это точно. Собой не увлекаюсь. Наверно, любимое – это пустота. Пауза. Пустота. Когда никаких видений. Ни мыслей. И это даже более, чем сон. Это высший дар для меня – пустота. Как я гениально сказал! (смеется). Платон. Он очень со мной схож. Я его не читал, выдержки слышал по радио. Я вообще почти ничего не читаю. Но у Платона хорошо сказано: самое лучшее – случай или Бог. А человеку намного хуже. Вот случай мне нравится. Пустота и случай. Вот идешь – пустота, и р-раз – мелодия.

О здоровье
Я вообще не болею. Но вдруг меня простудили очень сильно. Заставили играть осенью, под вечер. Не сильно, но простудился. Проверили, нет ли воспаления легких. И ахнули: у меня оказалось абсолютно юное сердце. Тоны сердца божественно красивые. Это меня устраивает. Пустота, ни о чем не думай. Не думай, что ты гений – и у тебя будет хорошее сердце. Проживешь 90 лет и будешь бегать!


СПРАВКА "КП"
Олег Николаевич Каравайчук родился 28 декабря 1927 года в Киеве в семье скрипача. Отца арестовали, когда мальчику было два года.

Музыку исполняет и сам пишет с ранних лет. В четыре года играл для Сталина. Окончил музыкальное училище по классу фортепиано при Ленинградской консерватории, затем Консерваторию по классу фортепиано. Первое публичное выступление прошло в начале 1960 годов в зале у Финляндского. После этого Каравайчук не выступал двадцать лет. В 1984 году исполнял произведения Мусоргского и Бетховена в Доме актера. До 1990 годов был мало известен широкой публике. Из-за запретов стал вести замкнутый образ жизни. Переехал с Васильевского острова в Комарово.

«Алеша Птицын вырабатывает характер», «Два капитана», «Поднятая целина», «Город мастеров», «Короткие встречи», «Городской романс», «Долгие проводы», «Принц и нищий», «Чужие письма», «Монолог», «Переступить черту». Автор музыки к нескольким балетам и театральным постановкам в МДТ и Александринском театре «Изотов», «Бесы»). Совершает экстравагантные поступки. Например, однажды играл с наволочкой на голове или лежа на рояле.

http://www.kursk.kp.ru/daily/26381.4/3259122/
Tags:
Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело ид
Пользователь alex_sincov сослался на вашу запись в своей записи «Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело идет. » в контексте: [...] Оригинал взят у в Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело идет. [...]
Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело ид
Пользователь falyosa сослался на вашу запись в своей записи «Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело идет. » в контексте: [...] Оригинал взят у в Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело идет. [...]
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело ид
Пользователь krapan_5 сослался на вашу запись в своей записи «Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело идет. » в контексте: [...] Оригинал взят у в Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело идет. [...]
Человек жил в своем собственном мире
Это, мы, наверное, живём в своём собственном мире, а Олег Николаевич всю жизнь жил с достоинством в мире людей с большой буквы!
Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело ид
Пользователь subor сослался на вашу запись в своей записи «Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело идет. » в контексте: [...] Оригинал взят у в Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело идет. [...]
Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело ид
Пользователь subor сослался на вашу запись в своей записи «Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело идет. » в контексте: [...] Оригинал взят у в Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело идет. [...]
Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело ид
Пользователь svetlanarat7 сослался на вашу запись в своей записи «Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело идет. » в контексте: [...] Оригинал взят у в Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело идет. [...]
Маленький Принц жил всё это время рядом.
кто же теперь будет слышать музыку Планеты?
Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело ид
Пользователь the_hermit_w сослался на вашу запись в своей записи «Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело идет. » в контексте: [...] Оригинал взят у в Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело идет. [...]
Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело ид
Пользователь obdamaskin сослался на вашу запись в своей записи «Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело идет. » в контексте: [...] любимое дело  Оригинал взят у в Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело идет. [...]
Вот таким людям нужно устанавливать памятники в Петербурге и называть их именем мосты.
Как точно выразил словами,,Великая, грозная серость".
Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело ид
Пользователь volirvag1963 сослался на вашу запись в своей записи «Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело идет. » в контексте: [...] Оригинал взят у в Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело идет. [...]
Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело ид
Пользователь messmend сослался на вашу запись в своей записи «Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело идет. » в контексте: [...] Оригинал взят у в Вот я иду по улице, как зачарованный. Говорят: чучело идет. [...]
Люблю Питер, иногда тут появляются такие чудеса.
Спасибо Станислав Юрьевич, очень интересный пост.
На первом видео играет на скрипке Вова ОвчаРЕК, Владимир Юрьевич. Грустно, что эта ошибка размножилась по интернету. Удивительный был человек, потрясающий музыкант и замечательный скрипач.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B2%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BA,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%AE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87