СТАС сказал

Прошу помочь Александра Кибовского, мэра Москвы Сергея Собянина и уважаемую Анастасию Ракову

Мастерская Кострина
Вчера был в мастерской у Валерия Кострина, художника-постановщика легендарных фильмов Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» и «Звезда пленительного счастья».
Он уже четыре месяца сидит на чемоданах, ждет выселения. Все суды с Департаментом имущества проиграны, все договоры о безвозмездном пользовании помещением расторгнуты.

Мастерская Кострина
33 года назад эту мастерскую для Кострина в Нижнем Кисловском выбили два великих Сергея - Герасимов и Бондарчук - два титана, которым власти не посмели отказать. Они подписывали кучу документов, обращались во все инстанции, потому что понимали ценность для нашего кино такого художника, как Кострин. За него тогда просили очень многие – и народные артисты СССР, и знаменитые художники, и выдающиеся режиссеры, с которыми работал Кострин.
Мастерскую Валерию дали в безвозмездное пользование аж до 2025 года. Но это было при советской власти, а после развала СССР у дома нарисовались куча новых пользователей, которые продавали и перепродавали свои метры, и теперь даже у земли под зданием есть хозяин.


Мастерская Кострина
А ведь этот самый обшарпанный дом в Нижнем Кисловском, 6 - особняк с великой историей: в 19 веке здесь более 30 лет располагался знаменитый домашний театр мецената Петра Федоровича Секретарёва, прозванный в народе «Секретарёвкой». Или «театр-табакерка», как называл его Влас Дорошевич. На его сцене сыграл свою первую роль Станиславский в комедии «Лакомый кусочек», а идею создания театра Секретарёву подал сам Александр Николаевич Островский, который даже играл здесь в своих же собственных пьесах. Сюда приходил гениальный Михоэлс – до сих пор туристы из Израиля приезжают поклониться этому месту…

Мастерская Кострина
«Я не могу представить себе работу художника без мастерской» - написал в 1984 году в поддержку Кострина Сергей Герасимов.
Кто теперь может помочь? Бумажная канитель бессмысленна, хотя многие прославленные деятели нашего искусства снова готовы подписать письма в поддержку Кострина.
У Валерия есть идея воссоздать в правой части дома, как и раньше, «Секретарёвку», а из прилегающей к ней части своей мастерской сделать музей «Белого солнца пустыни».


Мастерская Кострина
Но все эти мечты, я думаю, уже от безысходности. Вернее всего было бы выделить на льготных условиях новую мастерскую для 80-летнего мастера, он ее заслужил! Фильмы Кострина давно уже составляют золотой фонд российского кинематографа, но этот эпохальный кинохудожник до сих пор не имеет ни одной награды или звания от российских чинуш.
Все, что ему предлагают на данный момент - это затопленные подвалы в трущобах. А у него огромный, уникальный архив: мастерская буквально забита эскизами и реквизитом к фильмам – даже я за свой короткий визит успел обнаружить удивительные кадры, не вошедшие в «Белое солнце» (чуть позже покажу, опубликую).

Я обращаюсь к мэру Москвы Сергею Собянину, уважаемой Анастасии Раковой и руководителю Департамента культуры Александру Кибовскому с просьбой обратить внимание на Валерия Кострина и помочь ему.
С уважением,
Стас Садальский


Еще лет 20 назад, при очередном - миллионном - просмотре фильма фильма "Белое солнце пустыни" обратил внимание на один эпизод - он короткий, всего 4 секунды и 12 кадров, и все не доходили руки в нем разобраться - он явно был непростым. Лет 5 назад, готовясь к лекции перед студентами, я решил таки просмотреть эпизод снова - после чего во-первых, включил его в лекцию, во-вторых, решил пересмотреть фильм - уже с исследовательской целью. И, как оказалось, в фильме применены очень хитрые приемы внутрикадровой композиции, и у меня возникло подозрение, что без работы художника не обошлось, созвонился с Мосфильмом, они помогли найти Валерия Петровича.

Так я познакомился с Валерием Петровичем, побывал у него в мастерской, великолепный художник, мудрый человек с ясным умом, получил большое удовольствие от знакомства.

Мне было приятно услышать от него лестные отзывы о моем исследовании, а мои подозрения оправдались - Валерий Петрович рассказал, как они с Мотылем продумывали кадры, показал раскадровки. В итоге я написал книгу о визуальных решениях фильма и записал для нее интервью с Валерием Петровичем.

А эпизод, после которого у меня появился такой интерес к фильму - вот он, с разбором композиции:


Я сейчас не в России, при случае передавайте Валерию Петровичу мой привет и пожелания доброго здоровья!

Edited at 2017-11-11 08:18 pm (UTC)