СССР

Призрак коммунизма

Петровский пассаж
Не знаю, как вы, а я очень люблю такие приметы старой Москвы, как этот Рабочий с серпом и молотом, вмонтированный в стену роскошного Петровского пассажа.
Выполнил барельеф знаменитый скульптор Матвей Манизер, титан советской монументальной пропаганды, автор всех бронзовых фигур на станции метро "Площадь революции". "Манизер" - у ноги Рабочего можно прочитать эту фамилию.

В.И.Фирсанова
Петровский пассаж, до революции Фирсановский - по фамилии богатейшей домовладелицы Веры Ивановны Фирсановой, на чьи деньги он и был выстроен. И не только Пассаж - Сандуновские бани, "Дом для вдов и сирот" в Электрическом переулке, полустанок Николаевской железной дороги, ныне именуемый платформа "Фирсановка" - все это память о Вере Ивановне, известной предпринимательнице и меценате. Благодаря ей, уже столетие назад в темное время суток Пассаж, также, как и сегодня, сиял огнями - электростанция находилась в принадлежащих Фирсановой Сандуновских банях…

https://f.otzyv.ru/f/08/07/19280/23121512003516.jpg

После смерти отца Вера Ивановна получила громадное наследство, вскоре развелась с мужем, уплатив ему миллион рублей за принятие им на себя вины.

http://s59.radikal.ru/i165/1209/47/5f893936967a.jpg
Сошлась с известным артистом Малого театра Лен-ским, тоже обошедшимся ей недешево.
Начала кутить, потеряв всякий стыд и совесть, устраивая в своем доме афинские вечера.
На один из них попал молодой красивый офицер Ганецкий.
Его мужественный вид пленил ее.
Он наотрез отказался от мимолетного сближения, чем сильнее возбудил в ней вспыхнувшую страсть, и она решилась сделаться его женой.
Ганецкий круто повел себя с нею, неоднократно его нагайка стегала ее за распущенность; с ним она тоже развелась, и этот развод ей обошелся тоже не меньше миллиона.


Петровский пассаж
В 1918 году Фирсановский пассаж национализировали и переименовали в Петровский. Теперь здесь вместо магазинов, торгующих батистовым бельем от Луи Крейцера, модными зонтами от Матильды Бариш, нежнейшей пастилой кондитерской фабрики "Реномэ" и первыми кинотоварами французской фирмы "Гомонъ", разместилась мастерская по пошиву белья для Красной армии, а в стену вмуровали мускулистого Рабочего.
Который, кстати, вовсе и не рабочий, а… Коммунизм. Барельеф являлся эмблемой постоянной выставки сельского хозяйства, открывшейся в Пассаже в 1920 году, и олицетворял ее девиз "Опираясь на народное хозяйство, коммунизм пускает колесо новой жизни в ход"…

А Вера Ивановна поселилась в маленькой комнате огромной коммунальной квартиры на Арбате, когда-то целиком принадлежавшей ей. Не жаловалась. Работала гримером в Малом театре, а позже, благодаря своему давнему другу Шаляпину, который оформил все необходимые документы для выезда и переправил нужную сумму денег в Москву, перебралась в Париж.


Петровский пассаж
Призраки коммунизма...
Призрак бродит по европе, призрак коммунизма:)

Edited at 2018-02-01 12:55 pm (UTC)
Ну, надо же! Сколько раз мимо проходила, а мужика такого не видала!)))