Стучите!

То самое письмо

301118
"Вы не должны и не имеете права продать мой портрет. Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги... Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею..."
"Даму в голубом" критики единодушно назвали символом эпохи Серебряного века и лучшим творением сегодняшнего именинника Константина Сомова. На портрете - Елизавета Михайловна Мартынова, одно из немногих "женских" увлечений Константина Андреевича. Может быть, единственное. 22 года Сомов прожил с Мефодием Лукьяновым – Мифом, Мифеттой, как его называли близкие художника. Это был долгий и образцовый "брак", вплоть до смерти Мифа от чахотки в 1931 году в парижской эмиграции.
А Лиза Мартынова была ученицей Сомова, его подругой. По воспоминаниям современников - талантливая, жизнерадостная, свято верящая в свое призвание и беззаветно преданная искусству. Лиза послужила моделью не только Сомову, ее рисовали многие художники, из известных – Осип Браз ("Портрет Е.М.Мартыновой", 1896 ) и Филипп Малявин ("Больная", 1897).
Малявин дал такое название картине неслучайно. К тому времени Лиза уже тяжело болела туберкулезом, даже отец-медик не мог помочь ей. Начав писать "Даму в голубом", Сомов вынужден был прервать работу на три года, пока Лиза лечилась за границей. Только в 1900-м картина, наконец, была представлена на выставке "Мира искусства".
Друзей Мартыновой Лизин портрет потряс. Ее подруга Ямщикова писала: "Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?". Об истинной причине грусти друзья не догадывались, немногие из них знали о смертельной болезни Лизы.
Третьяковская галерея тут же захотела приобрести "Даму" для своей коллекции, но этому неожиданно воспротивилась сама героиня картины, написав Сомову то самое письмо. Но Константин Андреевич все-таки продал портрет Третьяковке, а через год Елизавета Мартынова умерла.


н-да..во многих знаниях многие печали.кто знает,может этих знаний многие и не заслуживают
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Мартынова ведь сама была художницей - и вдруг требует запрятать свой костюмированный и театрализованный портрет от людей.

Малявинский - как портрет больной души и отчаяния - куда красноречивее.