1945

Евдоким

110419
Николай Лебедев.
Сейчас ему 97, и он до сих пор играет в театре Моссовета, которому служит почти 70 лет.
Обычно я про актеров-ветеранов пишу 9 мая, но про Лебедева расскажу сегодня, в Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, к которым наш герой имеет прямое отношение. На его счету их 6, в том числе и Освенцим.
Коренной москвич, выросший за кулисами - его мама работала кассиром все в том же в театре Моссовета. Учился в студии у Хмелева и Эфроса, поступил в МТЮЗ, откуда его забрали в армию в апреле 1941.
Как и многие ветераны, вспоминать о войне не любит.
Страшно было очень.
Страшно убивать, страшно отступать.
Во время тяжелейшего боя под Уманью он был контужен и вместе с другими ранеными попал в плен к немцам. Бежал.
Переодевшись в деревне в штатское, пытался добраться до своих, но при переходе линии фронта снова был пойман.
Пленные - это особая статья. Лебедев говорит, что все было не так, как пишут и показывают в кино: колонны, охрана, собаки... Он прошел всю Украину и ни одной собаки не видел.
Три-четыре конвоира, в одной руке автомат, а в другой хворостина. Унизительно.Так и гнали, как скот, через все города.
И в лагере советских военнопленных содержали, как животных, с алюминевыми жетонами на груди.
Англичане, французы, итальянцы жили иначе - как вольные, только работали.
Играли в волейбол, получали письма и посылки, делились шоколадом со своими охранниками.
Лебедева сначала отправили в Ламсдорф, потом в Освенцим, затем в другой лагерь.
Бежать он уже не пытался. Освободили наши, что было удачей: если бы это сделали американцы, он прямиком попал бы уже в ГУЛАГ.
После лагеря вернулся в МТЮЗ, затем поступил в школу-студию МХАТ, где учился у мэтров Художественного театра - Станицына, Блинникова, Кедрова.
Но в МХАТ не был принят: сыграл факт пребывания в плену.
А вот Юрий Завадский не побоялся взять Лебедева в труппу театра имени Моссовета, и с тех пор Николай Сергеевич верно служит только этой сцене.
Фильмов у него много, самый знаковый из которых «Евдокия», где он сыграл главную роль отца большого семейства Евдокима…

А вот постоянно у нас вспоминается тот факт что западные пленные ( англичане и прочие американцы) не работали и ели торты из дому. А наши нет. Это к чему ? То что англосаксы были "социально близкие" Гитлеру это до наших комментаторов не доходит ? То что "буржуи" были свои - а русские нет, это что, непонятно ? Или к чему это постоянное подчеркивание ? Или вы думаете что если бы наши под Уманью, сдались в плен немцам на койках в казармах, а не в поле с винтовкой то они тоже бы ели "торты из дома" ?

Господи, святые наши деды, вынесшие такую страшную ношу Войны и нас спасшие, простите своих неблагодарных блогер...потомков. Светлая вам Память и Земля Пухом.

Edited at 2019-04-11 02:22 pm (UTC)
Знаете, я своему ребенку буду рассказывать о войне, в том числе и по этому блогу. Потому что тут много всего.

Станислав Юрьевич - единственный в своем роде. Автор этого журнала - связующее звено между разными мировоззрениями. Не умею точно выразить, к сожалению. Но давно хотела об этом написать.

Здесь есть сочетание достоинства автора, художественных приемов, эмоций и практического понимания момента.

Такое ощущение, что присутствуешь в мастерской и видишь, как помимо воли художника, с его помощью и благодаря его личности и таланту рождается новый жанр. Театр в блоге. Своеобразная живая книга о жизни.

Причем, именно настроение автора и его ум создают неповторимый стиль.

Вот вообще ничего подобного нет ни у кого. Тот, кто может писать, не имеет ни души ни творческих способностей. Тот, кто имеет актерские способности в жизни, не имеет ума, даже если пишет и постит фото. Кто обладает душой, чувствами и эмпатией, ни имеет ни логики ни умения выразить свои идеи. А здесь - стройная и живая система. И это очень красиво и сильно.

Я совсем из другого социального слоя, далека от искусства и от театра, знаю только небольшой кусочек истории своей семьи. И, тем не менее, уже давно читаю этот блог. Прихожу полюбоваться этим блогом, как картиной или архитектурным ансамблем, потому что новости о людях и дрязгах тусовки меня вообще не касаются.

Но все эти посты о войне, об истории, о людях вокруг Станислава Юрьевича - как картина Босха или масштабный спектакль, который смотришь не сначала, но который заставляет задуматься и правдив...насколько уместно говорить о правде в театре:).

Причем значение имеет все. И сами посты и комментарии к ним. Это как ткань времени. Вот я живу у себя в провинции в своем мирке, а вот другое множество мирков, существующих одновременно со мной. И социальные круг эти пересекаются в прошлом или настоящем случайны и причудливым, а, иногда, самым гадким и пошлым образом.

Но в результате блог является живым талантливым и цепляющим художественным произведением. И это художественное произведение, может, даже и помимо воли автора, многое мне дает как зрительнице. Сейчас много кто пишет, есть хорошие блоггеры, есть зарабатывающие блоггеры. Но их блоги как лубочная картинка. А здесь - Босх или малоизвестные художники эпохи Возрождения.

У многих людей сейчас клиповое мышление, не просто отсутствие глубины, а нарушение причинно-следственных и логических связей.
Но этот журнал интересен и понятен таким плоским людям, которые два плюс два сложить не умеют в силу доступных им жизненных шаблонов.

Еще этот журнал будит хорошие чувства к "непородистым", а обычным людям, потерявшимся между разными социальными группами и слоями.

Станислав Юрьевич дает эмоциональное понимание о войне. О том, кто свой, кто чужой и на что можно опереться на уровне веры и эмоций. Напоминает о важном и честном. Наверное, это самое важное. Мои дети будут помнить о дедушке, о его поколении, о заплаченной за Победу цене уже по рассказам. Потом(уже) конкретные факты уйдут, а мои дети и внуки будут еще долго помнить эмоции, спектакли, фотографии, проникновенные рассказы. Искусство помогает сохранить историческую память намного дольше. И здесь блог уважаемого Станислава Юрьевича Садальского незаменим.

Ну и да, я очень надеюсь, что сам автор этот комментарий заметит и прочитает. Потому что я писала искренне и обдуманно. А настоящему художнику всегда нужна обратная связь от достойных зрителей.

Да ни при чем все это. СССР там какую-то Женевскую конвенцию о военнопленных не подписал, а фашисты этим пользовались. Да и наши с пленными фашистами особо не церемонились, обязательств нормально содержать не было.