Кино

Тиссе на фото вам никого не напоминает?)

https://imgprx.livejournal.net/068084c2afe016f1b3c04287d92349653811725d/Jni90PSGPq7As9QAKIQES1gDpKhzX8ZzLs_kiP2Dc5C_BZgBaa8AFt3_fO6QzXd_5WOu5WMFkJwTmtTNSQAyMB07f8YD0lQiEdeXP-5JRwQ
"Вот так начнёшь изучать фамильные портреты и уверуешь в переселение душ."
/Шерлок Холмс и Доктор Ватсон. Собака Баскервилей/

Это Эдуард Тиссе, снявший все фильмы Эйзенштейна.
Великий кинооператор.
Кадры их легендарной картины «Октябрь» (другое название «Десять дней, которые потрясли мир») были сняты настолько реально, что многие потом стали считать их кинохроникой октябрьских событий 1917-го года.
Впрочем, Тиссе знал войну не понаслышке - он был военным корреспондентом и сражался наравне с другими бойцами во время Первой мировой.
Снимал Ленина, который однажды даже пригласил Тиссе домой.
Чай пили втроем – Ильич, Надежда Константиновна и Эдуард Казимирович.
Премьера «Октября» состоялась 7 ноября 1927 года в Большом театре...
Посмотрите краткую, 9-минутную версию этого шедевра:



https://imgprx.livejournal.net/db961365aa3b095c043390834a0ea3ad09515137/JfyETyhr1YY_oSRBj04ChTLe46LoLuf6NqyTI173A1rvzf-p8b9MoKMa6bWOmQETUjKsN3OZYOg-ymZ1we8e4OaPelcEKyyUNXSHv6zqGNc
Тиссе на фото вам никого не напоминает?)
***
Нет. Никого. Не напоминает.
Эдуард Казимирович Тиссэ - Единственный. Неповторимый.
*вздохнула
Незабываемый взор небесно-голу­бых сверхдальнозорких глаз! (с)

Эдуард Казимирович Тиссэ. Э. Тис-сэ. Eduard Tisse.
Талантливый, отважный, безоглядный, хладнокровный!
Человек необыкновенного мужества!

Не то литовец. Не то швец. Не то немец.
Конечно же - литовский мальчишка Эдуард Миколайтис.
Псевдоним Тиссэ сделан из последних трёх букв фамилии, первой буквы имени и дополнительного "с" — наверное, для красоты.

Удивительно точную, образную характеристику Эдуарду Казимировичу дал С. Эйзенштейн : «Невозмутимая флегма и дьявольская быстрота. Молниенос­ный темперамент и кропотливость педанта. Быстрота хватки и безропотная долготерпеливость в поисках и достижении нуж­ного эффекта. Они уживаются в нем рядом. Феноменальная выносливость — во льдах и песках, туманной сырости севера и в тропиках Мексики, на арене боя быков, в штормах на кораб­лях или в ямах под проходящими танками и конницей — она достойна грузчика, пахаря, забойщика, метростроевца. И тон­чайшее ощущение еле уловимого нюанса, того «чуть-чуть» в материале, откуда (как принято говорить) начинается искус­ство,— ощущение, которое роднит Тиссэ с изысканнейшими мастерами пластических искусств, неразрывно в этом человеке с громадными тяжелыми костистыми ладонями и небесно-голу­быми небесно-голу­быми сверхдальнозоркими глазами. Это сочетание тончайшего и точнейшего умственного труда с величайшими трудностями его физического воплощения».

«Я не знаю, где кончается мое видение кадра и начинается глаз Эдуарда Тиссэ и где кончается его видение и начинается мой глаз...» — писал С. Эйзенштейн.

***
Я, разглядывая фотоизображение Э. К. Тиссэ, не в силах налюбоваться - вспомнила отрывок из докумнтального фильма "Острова".
А ведь это он сам, так кажется, и снял себя ( начинающий когда-то мальчишка - фотограф, ставший Легендарным оператором ( как тогда, в старину, говаривали: «съемщиком» ):

Тиссэ - типичный график. Но у него - чёткая линия и он, чувствуя эту линию, может её подчеркнуть и он умеет снимать при натуральном свете, непоставленном свете таким образом, чтобы у него были плоскости: белая, серые, тёмные ... и создать такую градацию; в этом смысле - искусство использовать плёнку, так называемая наука ситометрия ; т. е. умение поставить точную выдержку, правильно проявить плёнку...Это - особое искусство.. У Тиссэ это было: необыкновенное тонкое чувство плёнки, объектива и реального света.(c)

«Нет ничего нефотогеничного, - заявлял Эдуард Тиссэ. - Все можно одеть в новые световые одежды. Все можно при надлежащем выборе ракурса и соответствующей обработке сделать "фотогеничным".»

***

Вот о чём я задумалась, разглядывая это лицо - на фотоплёнке.
Лицо, ни с чьим несравнимое!
*улыбнулась*